Квартира № 50
АлЯ Блог
Главная » 2009 Июнь 24 » Влади́мир Высо́цкийВлади́мир Высо́цкий | 11:27 |
Влади́мир Семёнович Высо́цкий (25 января 1938, Москва, СССР — 25 июля 1980, там же) — выдающийся русский советский поэт и актёр, заслуженный артист РСФСР (1986, посмертно) и лауреат Государственной премии СССР (1987, посмертно). Высоцкий написал около 700 песен и стихов, с большим успехом гастролировал в СССР и за рубежом. Также сам и как соавтор создал несколько прозаических произведений. Как актёр сыграл около тридцати ролей в фильмах (в том числе «Место встречи изменить нельзя», «Вертикаль»). Участник постоянной труппы театра Драмы и комедии на Таганке. Высоцкий особенно прославился исполнением своих авторских песен под акустическую гитару. В годы строгой цензуры он затрагивал целый ряд запретных тем, отчего и сам во многом был под запретом, — в советские времена его записи распространялись почти исключительно на магнитоальбомах, запрещались съемки в ряде фильмов, выехать за границу стало возможно только благодаря активным действиям жены — французской актрисы Марины Влади. Биография В. С. Высоцкий родился 25 января 1938 года в 9-40, в Москве, в роддоме на Третьей Мещанской улице, 61/2 Семья: Отец — Семён Владимирович (первоначально, возможно, Вольфович) Высоцкий (1916—1997) — военный связист, ветеран Великой Отечественной Войны, полковник, уроженец Киева. Мать — Нина Максимовна (урождённая Серёгина), (1912—2003) — по специальности переводчик с немецкого языка. Дядя — Алексей Владимирович Высоцкий, писатель, герой Великой Отечественной Войны. Детство Раннее детство Владимир провёл в московской коммунальной квартире на 1-ой Мещанской улице: «…На тридцать восемь комнаток всего одна уборная…» — напишет в 1975 году Высоцкий о своём раннем детстве. Во время Великой Отечественной войны, в 1941-1943 г.г., жил с матерью в эвакуации в селе Воронцовка, в 20 км от райцентра - города Бузулук, Чкаловской (ныне — Оренбургской) области. В 1943 году возвратился в Москву, на 1-ю Мещанскую улицу, 126 (с 1957 года - проспект Мира). В 1945 году пошёл в первый класс 273-й школы Ростокинского района Москвы. Через некоторое время после развода родителей (с 1947 г.), Владимир переезжает жить к отцу и его второй жене — Евгении Степановне Высоцкой-Лихалатовой. В 1947—1949 годах они проживал в г. Эберсвальде (Германия), по месту службы отца, где юный Володя научился играть на фортепиано. В октябре 1949 он вернулся в Москву, пойдя в 5-й класс мужской средней школы № 186. В это время семья Высоцких живет в Большом Каретном переулке, 15. (В настоящее время на доме установлена мемориальная доска). Этот переулок увековечен в его песне — «Где твои семнадцать лет? На Большом Каретном!». Начало карьеры артиста. Первые браки С 1953 года Высоцкий посещал драмкружок в Доме учителя, руководимый артистом МХАТа В. Богомоловым. В 1955 году закончил среднюю школу № 186, и, по настоянию родственников, поступил на механический факультет Московского инженерно-строительного института им. В.Куйбышева, из которого уходит после первого семестра. Решение об уходе было принято в новогоднюю ночь с 1955 на 1956 год. Вместе со школьным другом Высоцкого — Игорем Кохановским было решено провести новогоднюю ночь весьма своеобразным манером — за исполнением чертежей, без которых их не допустили бы к сессии. Где-то во втором часу ночи чертежи были готовы. Но тут Высоцкий встал и, взяв со стола банку с тушью (по другой версии — остатками крепко заваренного кофе), стал поливать её содержимым свой чертёж. «Все. Буду готовиться, есть ещё полгода, попробую вступить в театральный. А это — не моё…» С 1956 по 1960 гг. Высоцкий — студент актёрского отделения Школы-студии МХАТ им. В. И. Немировича-Данченко. Он занимается у Б. И. Вершилова, затем — у П. В. Массальского и А. М. Комиссарова. На первом курсе познакомился с Изой Жуковой, на которой женился весной 1960 г. 1959 год ознаменовался первой театральной работой (роль Порфирия Петровича в учебном спектакле «Преступление и наказание») и первой ролью в кино (фильм «Сверстницы», эпизодическая роль студента Пети). В 1960 году произошло первое упоминание о Высоцком в центральной печати, в статье Л. Сергеева «Девятнадцать из МХАТ» («Советская культура», 1960, 28 июня). В 1960—1964 гг. Высоцкий работал (с перерывами) в Московском драматическом театре им. А. С. Пушкина. Сыграл роль Лешего в спектакле «Аленький цветочек» по сказке С. Аксакова, а также ещё около 10 ролей, в основном — эпизодических. В 1961 году на съёмках кинофильма «713-й просит посадку» познакомился с Людмилой Абрамовой, ставшей его второй женой. (Официально брак зарегистрирован в 1965 г.). Начало поэтической работы В начале 60-х годов появились первые песни Высоцкого. Песня «Татуировка», написанная в 1961 г. в Ленинграде, многими считается первой. Неоднократно таковой ее называл и сам Высоцкий. Однако, существует песня «49 дней», датируемая 1960 г. Отношение автора к песне было весьма критичным: в автографе ей дан надзаголовок «Пособие для начинающих и законченных халтурщиков», с пояснением в конце, что «таким же образом могут быть написаны» стихи на любые актуальные темы. «Надо только взять фамилии и иногда читать газеты». Но, не смотря на то, что Высоцкий как бы исключал эту песню из своего творчества (называя «Татуировку» первой), известны фонограммы ее исполнений в 1964—1967 г.г. Тематика песен и манера исполнения Как правило, Высоцкого причисляют к бардовской музыке, однако здесь нужно сделать оговорку. Тематика песен и манера исполнения Высоцкого заметно отличалась от большинства других, «интеллигентных» бардов, кроме того, сам Владимир Семенович достаточно негативно относился к так называемым КСП (клубам самодеятельной песни). Сложно найти стороны жизни, которые бы он не затронул в своем творчестве. Это и «блатные» песни, и баллады, и любовная лирика, а также песни на политические темы (часто с сатирической точки зрения) или даже песни с резкой критикой (прямой или, чаще, написанной эзоповым языком) существующего строя и положения дел, юмористические песни и песни-сказки. Многие песни написаны от первого лица и, в последствии, получили название «песни-монологи». Высоцкий пел о повседневной жизни и о Великой Отечественной Войне, о жизни рабочих и судьбах народов — всё это и принесло ему широкую популярность. Представители современного бардовского движения часто рассматривают Высоцкого как некую самостоятельную творческую единицу, которая мало вписывалась в жанровые рамки бардовской музыки. Сам поэт называл своё творчество «авторской песней», определяя этот жанр как стихи, исполняемые автором под гитару (после смерти Высоцкого значительная часть его творчества была отнесена некоторыми исследователями к русскому истерну). Творчество Высоцкого, вероятно, повлияло на многих представителей русского рока. Протестный характер (порою на грани УК) многих песен Высоцкого, внимание, в первую очередь, к тексту и содержанию, а не к форме (с противопоставлением себя эстраде и, с критикой (возможно, самой первой) попсы, хотя и без использования термина), а также другие особенности оказали, видимо, прямое влияние на таких рок-музыкантов, как Александр Башлачёв, Юрий Шевчук («ДДТ»), Андрей Макаревич («Машина времени») и Игорь Тальков, а косвенное — на Виктора Цоя («Кино»), Бориса Гребенщикова («Аквариум»), Александра Васильева («Сплин»), Юрия Клинских (Хой) («Сектор газа»), Егора Летова («Гражданская оборона») и других. Зрелые годы В дальнейшем песенное творчество стало наряду с актёрством главным делом жизни. Проработал менее двух месяцев в Московском театре миниатюр и безуспешно попытался поступить в театр «Современник». В 1964 году Высоцкий создал свои первые песни к кинофильмам и поступил на работу в Московский театр драмы и комедии на Таганке, где проработал до конца жизни. В июле 1967 года познакомился с французской актрисой Мариной Влади (Мариной Владимировной Поляковой), ставшей его третьей женой (декабрь 1970 г.). В 1968 году послал письмо в ЦК КПСС в связи с резкой критикой его ранних песен в центральных газетах. В том же году вышла его первая авторская грампластинка «Песни из кинофильма „Вертикаль“». Летом шестьдесят девятого Высоцкий «умер» клинической смертью, и тогда выжил только благодаря Марине Влади. Она в это время была в Москве. Проходя мимо ванной она услышала стоны и увидела, что Высоцкий кровоточит горлом. К счастью врачи привезли Высоцкого в Институт Склифосовского вовремя, ещё несколько минут задержки и он бы не выжил. Врачи боролись за его жизнь восемнадцать часов. По Москве уже было поползли слухи о его смерти. ноябрь 1971 — премьера в театре на Таганке спектакля «ГАМЛЕТ», главная роль — В.Высоцкий, режиссёр — Ю.Любимов 15 июня 1972 года в 22:50 по эстонскому телевидению показана 55-минутная передача «Парень с Таганки» — первое появление Высоцкого на советском телеэкране, если не считать кинофильмов с его участием. В 1975 году Высоцкий поселился в кооперативную квартиру на ул. Малой Грузинской, 28. В том же году впервые и в последний раз прижизненно опубликовано стихотворение Высоцкого в советском литературно-художественном сборнике (День поэзии 1975. М., 1975). 13 февраля 1978 года приказом № 103 Министерства культуры СССР, согласно записи в аттестационном удостоверении артиста № 17114, Владимиру Высоцкому была присвоена высшая категория вокалиста-солиста эстрады, после чего Высоцкий уже был официально признан «певцом-профессионалом». В 1978 году записывается на телевидении Чечено-Ингушской АССР. В 1979 году участвует в издании альманаха «МЕТРОПОЛЬ». В 1970-х годах знакомится в Париже с цыганским музыкантом и артистом Алёшей Дмитриевичем. Они неоднократно исполняли вместе песни и романсы и даже собирались записать совместную пластинку, но Высоцкий умер в 1980-м и этот проект не осуществился. Вместе с актёрами Театра на Таганке ездил с гастролями за границу — в Болгарию, Венгрию, Югославию (БИТЕФ), Францию, Германию, Польшу. Получив разрешение выехать к жене во Францию с частным визитом, сумел также побывать несколько раз в США (в том числе и с концертами 1979 г.), Канаде, Таити и тд. Высоцкий принял участие в создании 11 радиоспектаклей (в том числе «Мартин Иден», «Каменный гость», «Незнакомка», «За Быстрянским лесом»). Дал более 1000 концертов в СССР и за рубежом. 22 января 1980 года записывается на ЦТ в программе «Кинопанорама», фрагменты которой будут впервые показаны в январе 1981 года, а целиком передача (хронометраж 1 час 3 мин.) выйдет только в 1987 году. Последние дни и смерть Памятная табличка на доме по улице Малая Грузинская, в котором жил Владимир Высоцкий Могила Высоцкого на Ваганьковском кладбище. Автор — А. Рукавишников 3 июля 1980 года состоялось выступление Высоцкого в Люберецком городском дворце культуры в Московской области, где по словам очевидцев, он выглядел нездоровым, говорил, что неважно себя чувствует, но на сцене держался бодро и вместо полутора запланированных часов отыграл двухчасовой концерт. 14 июля 1980 года во время выступления в НИИЭМ (Москва) Владимир Высоцкий исполнил одну из своих последних песен — «Грусть моя, тоска моя… Вариация на цыганские темы». 22 июня 1980 года состоялся один из последних концертов Высоцкого (в Калининграде), на котором ему стало плохо. 16 июля он провёл свой последний концерт в подмосковном Калининграде (ныне Королёв). 18 июля 1980 года Высоцкий последний раз появился в своей самой известной роли в Театре на Таганке, в роли Гамлета — одноимённой постановке по Шекспиру. 25 июля 1980 года, Высоцкий скончался во сне в своей московской квартире. Назвать точную причину смерти невозможно, так как вскрытие не производилось. Существует несколько версий: Станислава Щербакова и Леонида Сульповара — асфиксия, удушье, как следствие чрезмерного применения седативных средств (морфия и алкоголя); Игорь Элькис эту версию отвергает. Существует также версия Анатолия Федотова, которого разные люди характеризуют по-разному: и как личного врача Высоцкого; и как человека, спасшего его 25 июля 1979 года в Бухаре (по собственному диагнозу — клиническая смерть от «не только пищевого» отравления); а также и как врача, «проспавшего» Высоцкого 25 июля 1980 года. О последних днях Высоцкого Анатолий Федотов рассказывает следующее: «23 июля при мне приезжала бригада реаниматоров из Склифосовского. Они хотели провести его на искусственном аппаратном дыхании, чтобы перебить дипсоманию. Был план, чтобы этот аппарат привезти к нему на дачу. Наверное, около часа ребята были в квартире, решили забрать через день, когда освобождался отдельный бокс… 24 июля … Володе было очень плохо … При мне <он> сказал Нине Максимовне: „Мама, я сегодня умру“. Где-то после 12 <ночи> … я приехал, … сделал укол снотворного. Володя все маялся. Потом затих… Я… прилег и уснул — наверное, в три часа». Когда Федотов проснулся Высоцкий уже начал остывать. Точное время смерти назвать невозможно, «… где-то между тремя и половиной пятого.. Судя по клинике — был острый инфаркт миокарда.» (цитаты приведены из книги В. Перевозчикова «Так умирал Высоцкий»). Похороны Владимир Семёнович был похоронен 28 июля 1980 года на Ваганьковском кладбище. Высоцкий умер во время проходивших в Москве летних Олимпийских игр. В преддверии Олимпийских игр из Москвы были выселены многие жители, имевшие трения с законом. Город был полностью закрыт для въезда иногородних граждан и наводнён милицией. Сообщений о смерти Владимира Высоцкого в советских средствах массовой информации практически не печаталось (появилось лишь два сообщения в «Вечерней Москве» о смерти и дате гражданской панихиды и, возможно после похорон, статья памяти Высоцкого в «Советской России». За крошечный некролог в «Вечерней Москве», спустя два дня после публикации был снят с должности главный редактор газеты. Над окошком театральной кассы было вывешено скромное объявление: «Умер актёр Владимир Высоцкий». Ни один человек не сдал назад билет — каждый хранит его у себя как реликвию. И, тем не менее, у Театра на Таганке, где он работал, собралась огромная толпа, которая находилась там в течение нескольких дней (в день похорон были также заполнены людьми крыши зданий вокруг Таганской площади). Высоцкого хоронила, казалось, вся Москва, стадионы стояли полупустые, хотя официального сообщения о смерти не было. Марина Влади уже в автобусе, направившемся в сторону Ваганькова, сказала одному из друзей мужа Вадиму Туманову: «Вадим, я видела, как хоронили принцев, королей, но ничего подобного не видела!..» Посмертное признание В 1981 году был опубликован первый крупный сборник произведений Высоцкого, «Нерв», тогда же вышел первый советский диск. В 1986 году Высоцкому было посмертно присвоено звание заслуженного артиста РСФСР, а в 1987 за создание образа Жеглова в телевизионном художественном фильме «Место встречи изменить нельзя» и авторское исполнение песен — присуждена Государственная премия СССР. В 1989 году Совет Министров СССР поддержал предложение Советского фонда культуры, Министерства культуры СССР, Мосгорисполкома и общественности о создании музея Владимира Высоцкого в Москве. В честь поэта назван астероид «Владвысоцкий» (2374 Vladvysotskij) . Эльдар Рязанов снял в 1987 году документальный фильм «Четыре встречи с Владимиром Высоцким». Творчество Владимира Высоцкого, способствовавшее более широкому признанию авторской песни, косвенно помогло становлению советского рока. Мотивы песен Высоцкого встречаются в творчестве более поздних бардов и рок-поэтов: так, «Время колокольчиков» Башлачёва и «Сумерки» Кинчева варьируют фрагменты «Куполов» Высоцкого. Песни: «Цыганочка» — Юрия Шевчука, «Памяти Высоцкого» — Юрия Лозы. Памяти Высоцкого посвящены стихи и песни таких авторов, как Б. Ахмадулина, А. Башлачев, Ю. Визбор, А. Вознесенский, А. Городницкий, А. Градский, В. Долина, Е. Евтушенко, Ю.Ким, И. Кохановский, Ю. Лоза, А. Макаревич, Б. Окуджава, Л.Филатов и других. Проза и драматургия «Жизнь без сна (Дельфины и психи)». 1968 г. Наличие авторского названия неизвестно. Первая известная публикация романа в парижском журнале «Эхо» в 1980 г. Название «Жизнь без сна» было дано редакцией журнала. Под заголовком «Дельфины и психи» роман распространялся в советском самиздате. «Как-то так все вышло». 1969 или 1970 г.г. «Где центр?» (сценарий). 1975 г. «Роман о девочках». 1977 г. Роман не окончен. В авторской рукописи название отсутствует «Венские каникулы» Киноповесть (совместно с Э. Володарским) 1979 г. «Чёрная свеча» (1 часть) Совместно с Леонидом Мончинским. Владимир Семенович не дожил до окончания совместного труда, и 2 часть была написана уже только Мончинским. Интересные факты После того, как Вайнеры подарили Владимиру Семёновичу Высоцкому один из первых экземпляров только что вышедшего романа «Эра милосердия», тот пришёл к ним и сказал: Вайнеры удивились: — В каком смысле «застолбить»? — Это будет фильм. Наверное, большой. И это моя роль. Никто вам так не сыграет Жеглова, как я… Высоцкий на съёмках проявил задатки режиссёра — во время съёмок Говорухину пришлось уехать на неделю, и он оставил вместо себя Высоцкого. Он поставил сцену допроса Груздева, помог создать образ шепелявого карманника Кирпича Станиславу Садальскому, придумал эпизод с фотографией Вари, которая должна была спасти Шарапова, на двери подвальной каморки. Когда снимался эпизод со Светланой Светличной, она не знала, куда девать свои руки, и поэтому вся сцена выглядела неестественно. Высоцкий придумал выход: занять руки Светличной механическим протиранием тарелки. К тридцатилетию выхода фильма (в 2009 году) в украинском городе Винница планируется установить памятник Глебу Жеглову. Режиссёр фильма Вид на жительство А. Стефанович утверждает, что он и Омар Гвасалия, вместе со сценаристом Александром Шлепяновым и Сергеем Михалковым изначально намеревались дать возможность объединиться на одной площадке В. Высоцкому и Марине Влади и снять — «тонкий психологический фильм о неприкаянности, о трагической необходимости расставания с родиной, в которой властвуют проклятые коммунисты. Это будет фильм о невостребованности таланта… Фильм о том, как затравленный диссидент Высоцкий бежит на Запад и встречает там свою любовь — Марину Влади, как они ностальгируют по России под песни, которые мог написать Высоцкий… То есть это была бы чистая гарантия того, что фильм посмотрит сто миллионов зрителей…». «Мы хотели снимать в главной роли Высоцкого, но нас вызвали в КГБ и категорически это запретили. „Ну, за что они меня так ненавидят?!“ — чуть не плакал Высоцкий, когда я сообщил ему об этом. Не разрешили снимать и художника Илью Глазунова. В итоге главного героя сыграл начинающий актёр Альберт Филозов, для которого эта роль стала звёздной». Первоначально к участию в фильме Земля Санникова планировалось привлечь Владимира Высоцкого (на роль Крестовского), который был очень вдохновлён сюжетом и написал к фильму три песни: «Белое безмолвие», «Капитана в тот день называли на „ты“» и «Чуть помедленнее, кони». Однако, в связи с тем, что песни Высоцкого прозвучали на «Немецкой волне» — «враждебном радиоголосе», художественный совет киностудии «Мосфильм» не утвердил его на роль в фильме. В мультфильме Ну, погоди! волк-хулиган был поклонником Высоцкого и Beatles. Волка первоначально даже должен был озвучивать Высоцкий, но его не утвердили и от Высоцкого остался лишь фрагмент песни («Песня о друге») в 1-м выпуске. Царь Иоанн Васильевич Грозный в современной Москве в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» рыдает, слушая песню Высоцкого «Эх, раз, ещё раз…» на магнитофоне В фильме Баллада о доблестном рыцаре Айвенго прозвучали песни Владимира Высоцкого, изначально написанные для кинофильма «Стрелы Робин Гуда», но не вошедшие в первоначальный вариант фильма. В поздней переозвучке песни вернули; таким образом, на сегодня в обоих фильмах, как в «Балладе о доблестном рыцаре Айвенго», так и «Стрелах Робин Гуда», звучит один и тот же набор песен, с незначительной разницей. см. на Википедии ( http://ru.wikipedia.org/wiki/Высоцкий_Владимир ): Жёны Друзья Дискография Фильмография Список ролей Владимира Высоцкого в Театре на Таганке Основные фильмы о Высоцком Книги о Владимире Высоцком
| |
Категория: Человек с большой буквы | Просмотров: 1315 | Добавил: Чензана | Рейтинг: 0.0/0 | |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||